На днях Правительство РФ утвердило окончательную редакцию новых Правил оказания услуг телефонной связи (Постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. № 59), которая вступит в силу 1 сентября 2024 года.
Для подавляющего большинства граждан этот документ имеет важное значение, т.к. они наверняка являются пользователями услуг сотовой связи, а новые правила содержат ряд любопытных нововведений. Разберем основные из них.
1. Исключено положение о том, что сведения о телефонных переговорах могут предоставляться только самим абонентам или их представителям, если иное не предусмотрено законом.
То есть у операторов сотовой связи будут основания для отказа в предоставлении этой информации. Напомню, что тайна телефонных переговоров охраняется законом, однако допускается ряд исключений.
В частности, Верховный суд РФ признал законным правило о круглосуточном удаленном доступе ФСБ и полиции к базам данных операторов связи о фактах звонков, смс-сообщений, интернет-сессий и пр. (Решение ВС РФ от 19.12.2018 № АКПИ18-1109).
2. Вводится новое правило о том, что оператор связи может ограничить передачу текстовых сообщений с согласия абонента в целях противодействия мошенническим действиям. Как это будет реализовываться на практике, пока непонятно.
3. Перечень служб, в адрес которых оператор связи должен обеспечить бесплатный вызов, дополнился информационно-справочными службами Министерства обороны РФ. Это вполне объяснимо в условиях реалий нашего времени.
4. Предусмотрена возможность заключения договора на оказание услуг связи с предъявлением не только паспорта на бумажном носителе, но и электронного паспорта (с использованием системы идентификации «Госуслуг»).
5. Оператор связи теперь обязан будет вернуть неиспользованный остаток средств на счете абонента (в случае расторжения договора) не просто так (как сейчас), а при условии, что будут предоставлены документы или информация, необходимые для контроля в плане противодействия легализации преступных доходов.
6. Теперь предусматривается перечень возможных способов для изменения договора на оказание услуг связи и подключения дополнительных услуг. Помимо стандартной письменной формы допускается также оформлять такие изменения посредством личного кабинета абонента, отправки смс-сообщения или исходящего голосового вызова.
7. Операторов сотовой связи уполномочили на расторжение договора с абонентом в одностороннем порядке, если тот не пользуется связью в течение, как минимум, 90 календарных дней. До этого операторы могли устанавливать такие сроки по своему усмотрению, обязательный минимум отсутствовал.
8. Вводится новый запрет для операторов связи: они не должны оказывать услуги связи абоненту, который использует утраченное оборудование (телефон, прежде всего), чей идентификатор внесен в ЕСИА. Иными словами, подключить сим-карту на украденный телефон не удастся (если это требование, конечно, будет неукоснительно исполняться).